Бусидо - Путь воина.

Модератор: Alegon7

LenoX
Любитель рома




 
Сообщения: 2065
Откуда: -=Mafia=-

Сообщение LenoX » 12 июн 2010, 15:34

ИзображениеБусидо́ (яп. 武士道 буси-до:, «путь воина») — бусидо — неписаный кодекс поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Японии, где понятие «путь» является некой этической нормой. Таким образом, бусидо — это самурайская мораль, морально-этический кодекс.

История

Самурайская мораль сформировалась в общих чертах одновременно с системой сёгуната, однако основы её существовали задолго до этого времени. Нитобэ Инадзо выделял в качестве основных источников бусидо буддизм и синтоизм, а также учения Конфуция и Мэн-цзы. И действительно, буддизм и конфуцианство, пришедшие в Японию из Китая вместе с его культурой, имели большой успех у аристократии и быстро распространились среди самурайства. То, чего не доставало самураям в канонах буддизма и конфуцианства, в изобилии было в синтоизме.

Наиболее важными доктринами, которые бусидо почерпнуло из синтоизма — древней религии японцев, представлявшей собой сочетание культа природы, предков, веры в магию, существование души и духов в окружающих человека вещах и предметах, любви к стране и государю. Заимствования из синтоизма, которые восприняло бусидо, были объединены в два понятия: патриотизма и верноподданичества.

Особенно сильное влияние на бусидо оказал буддизм махаянистского направления, проникший в Японию в 522 г. Многие философские истины буддизма наиболее полно отвечали потребностям и интересам самураев. При этом популярнейшей сектой буддизма была «дзен», монахи которой внесли значительный вклад в дело развития бусидо.

При правлении Токугавы Иэясу было составлено «Уложение о самурайских родах» («Букэ сё хатто»), определявшее нормы поведения самурая на службе и в личной жизни. Вторым сочинением, посвящённым воспеванию догматов бусидо, было житийное описание подвигов князя Такэда Сингэна в двадцати томах, авторство которого разделили Косака Дандзё Нобумаса и Обата Кагэнори. Несколько позднее появился труд Дайдодзи Юдзана (1639—1730) «Начальные основы воинских искусств» («Будо сёсин сю»). И наконец, в 1716 г. вышли 11 томов книги «Сокрытое в листве» («Хагакурэ»), ставшей «священным писанием» буси. Это любопытное произведение принадлежало Ямамото Цунетомо, монаху, а в прошлом самураю клана Сага на южном острове Кюсю. После смерти своего господина, даймё Набэсима Наосигэ, которому он верно служил десять лет, Ямамото принял постриг и всю оставшуюся жизнь посвятил обобщению догматов самурайской чести.

Отличия от рыцарского кодекса чести

Иногда люди, не разбирающиеся в японской культуре и истории, напрямую переносят свои представления о рыцарском кодексе чести на бусидо. Однако в силу культурных различий это не верно. Например, поступок, с точки зрения рыцарского кодекса чести рассматривающийся как хорошая воспитанность, с точки зрения бусидо может рассматриваться как лицемерие. Просьба дать «честное слово» рассматривалась бы японским воином как личное оскорбление, так как бусидо запрещало лгать и не исполнять данных обещаний. В то же время, с точки зрения бусидо, воин всегда должен быть готов к бою, и потому неожиданное нападение на ненападающего противника с использованием иай-дзюцу соответствует бусидо, однако с точки зрения рыцарского кодекса чести подобное нападение считается бесчестным. Следует также отметить, что нападение с использованием иай-дзюцу могло быть и на нейтрально настроенного человека, в случае исключительной наглости последнего, причём сам факт начала нападения считался в таком случае объявлением войны.

Требования Бусидо

Сформировавшись в конце эпохи воюющих провинций Бусидо требовал: бесприкословной верности феодалу; признания военного дела единственным занятием, достойным самурая; самоубийства в случаях, когда опозорена «честь» самурая; запрет лгать; запрет прикасаться к деньгам.

Чётко и довольно вразумительно требования Бусидо сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана:
Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть.
К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство.
Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать.
Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности.
В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце.
Уважать правило «ствола и ветвей». Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол дерева, дети — его ветви.
Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.
На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг.
Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая.
Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьём.
Если самурай, лёжа в постели, слышит разговор о своём господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться.
Сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел.
Если на войне самураю случится проиграть бой и он должен будет сложить голову, ему следует гордо назвать своё имя и умереть с улыбкой без унизительной поспешности.
Будучи смертельно ранен, так что никакие средства уже не могут его спасти, самурай должен почтительно обратиться со словами прощания к старшим по положению и спокойно испустить дух, подчиняясь неизбежному.
Обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая. Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии.
Возле своего дома самурай может соорудить скромный чайный павильон, в котором надлежит использовать новые картины-какэмоно, современные скромные чашки и налакированный керамический чайник.
Самурай должен прежде всего постоянно помнить, что он должен умереть. Вот его главное дело.

Иайдо (яп. 居合道?) — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием японского меча (катана). В отличие от кендо, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное убийство противника; так же в этом виде фехтования нет доспехов, как в кендо: защитного шлема, жилета и перчаток.

Исторически, роль предшественника иайдо — иайдзюцу, — в обучении самурая сводилась к двум основным идеям: во-первых, дать ему возможность заниматься с настоящим мечом (синкэндо) без опаски нанести непоправимые увечья своему партнеру или, хуже того, учителю, и, во-вторых, привить ему навыки действий в тех ситуациях, когда необходимо неожиданно атаковать или защищаться, не имея возможности заранее извлечь меч из ножен. Таким образом, иайдзюцу было вспомогательной дисциплиной по отношению к кэндзюцу — собственно искусству фехтования на мечах.

Однако в современных условиях владение мечом потеряло своё прикладное значение (если, конечно, не принимать всерьез сюжет многочисленных «Горцев») и стало уделом сравнительно небольшой армии поклонников этого архаичного времяпрепровождения. Среди них есть те, кто делает упор на изучение практичных способов эффективного извлечения меча из ножен (они обычно предпочитают называть то, чем занимаются, иайдзюцу или баттодзюцу), другие же предпочитают видеть в нем путь к самосовершенствованию через изучение возможностей своего тела, и меч для них играет лишь роль инструмента на этом пути. Иайдо само по себе предоставляет возможность и для того, и для другого, и каждый занимающийся может сам решить, что является для него самым важным.

В переводе с японского иайдо — путь иай; в свою очередь иай — мгновенный удар мечом из ножен, быстрая нейтрализация противника (как правило — убийство) и вкладывание меча обратно в ножны. Иайдока (изучающий Иайдо), практикующийся с катаной, стремится контролировать, в первую очередь себя, а не своего противника. Искусство иайдо представляет собой изучение и исполнение воображаемых сражений (ваза) без фактического присутствия партнёра. Существуют различные боевые направления, включающие в себя ваза с одним и более воображаемыми оппонентами, а также вариации контактных боёв с использованием тренировочного меча: боккэн, иайто. Каждый бой характерен наличием катаны, изначально скрытой в ножнах. Повышенная концентрация и богатое воображение являются неотъемлемыми характеристиками каждого, стремящегося постичь науку Иайдо. Для эффективного ведения боя необходимо соблюдать правильное положение тела, выполнять корректные движения, уметь применять секреты захвата рукоятки катаны и точно наносить режущие удары.

Иайдока изучает вариации ведения боя, начинающегося с внезапной атаки, где отражение агрессии происходит быстрее любого движения нападающего. В Иайдо нет лишних движений. Каждое действие несёт свой скрытый смысл. Техники боёв, как правило, просты и естественны. Тренировки требуют не только физической, но также умственной и интеллектуальной отдачи. За сотни лет развития Иайдо передавалось от поколения к поколению, и за 450 лет практически не изменилось в своих основах. Владеющие основами Иайдо способны, пребывая в состоянии гармонии и душевного покоя, отклонить любую атаку и внезапно атаковывать первыми.

Один из самых распространённых стилей Иайдо, практикующийся в Японии — стиль Мусо Дзикидэн Эйсин Рю. В переводе с японского — «доступный, открытый для изучения истинный Эйсин стиль». Эйсин Рю основан более 450 лет тому назад и является вторым древнейшим видом японских боевых искусств. Хаясидзаки Дзинсукэ Минамото-но Сигэнобу (1546—1621), проживавший в округе Канагава (нынешнее название), известен как основатель Эйсин Рю и Иайдо в целом. Несмотря на массу легенд и преданий, связанных с жизнью Хаясидзаки, точно установлено, что он вырос в атмосфере времён вражды феодальных кланов. В раннем детстве он переехал в округ Ямагата, где начал изучать всевозможные боевые искусства. Существуют свидетельства о том, что, развиваясь физически, Хаясидзаки одновременно развивался духовно, пытаясь путём медитаций и молитв открыть самый эффективный метод использования катаны в бою. За свою жизнь он сумел создать и разработать боевой стиль использования японского меча, который был назван Симмэй Мусо Рю («божественно вдохновленный, не имеющий подобных»). Направление Иайдо, разработанное Хиясидзаки, известно под многими именами. Его стиль стал основой для двух наиболее распространённых стилей, ныне известных как Эйсин Рю и Мусо Синдэн Рю. С тех пор, на протяжении столетий, Иайдо изменялось и разветвлялось за счёт нововведений учителей, тренирующих своих учеников. Несмотря на различные техники и тактики, Эйсин Рю является неизменной основой, благодаря которой Иайдо получило своё развитие вплоть до сегодняшнего дня. В настоящее время Икэда Такаси Сэйко, получивший признание своего предшественника Фукуй Торао сокэ (учитель), известен как занимающий главную позицию в Иайдо.

Большинство историков сходятся во мнении, что название Эйсин Рю произошло от названия главы седьмого поколения — Хасэгава Тикараносукэ Эйсин. Только после двенадцатого поколения Иайдо разветвилось на два различных направления: направление, ведущее к Сайто Иямау (глава восемнадцатого поколения стиля Мусо Синдэн), и направление, ведущее к вышеупомянутому Икэда Такаси Сэйко. Существует ряд других, менее известных и реже практикуемых форм Иайдо, берущих своё начало от Хаясидзаки Дзинсукэ. На сегодняшний день около трёх тысяч учеников практикуют Эйсин Рю в Японии. Ассоциация Традиций Эйсин Рю и Федерация Иайдо Японии развивают и финансируют стиль Эйсин, устраивая соревнования и показательные выступления по всему миру.

В 1978 году после перерыва с 1938 года в СССР появляются джиу-джитсу, кобудо и иайдзюцу (иайджитсу, иайдо). Одним из первых популяризаторов иайдзюцу в СССР и России был И. Б. Линдер. В 1993 году распоряжением РЗП № 148 от 01.02.1993 года было аккредитовано представительство Международного Союза Боевых Искусств (Kokusai Budo Renmei) Свидетельство об аккредитации № 002. В сентябре 2009 года было аккредитовано представительство школы Мусо Дзикидэн Эйсин Рю (Muso Jikiden Eishin Ryu), а также Всеяпонского Союза Старого Боевого Искусства Иайдо (Nippon Koden Bujutsu Iaido Renmei) и школы иайдзюцу Комей Дзюку (Komei Juku). руководителем Представительства является Линдер И. Б.. Документы об аккредитации на имя Администрации Президента РФ, Правительства РФ апостилированы МИД Японии, заверены посольством РФ в Японии, подтверждены афидавитом ТПП РФ. Основные задачи представительства указанных организаций — дальнейшее развитие искусства иайдзюцу и иайдо в России с учетом исторических, культурных, этических и философских концепций развития школ под руководством ведущих японских наставников.

На сегодня в различных регионах России существует достаточное количество квалифицированных мастеров и наставников, которые имеют устойчивые контакты с известными японскими мастерами различных стилей и школ иайдзюцу, иайдо, баттодзюцу. Многие из мастеров, преподающих древнее искусство владения мечом, имеют личные полномочия представлять различные школы и стили своих наставников из различных префектур Японии. Очень многие подвижники этого древнего искусства регулярно проходят стажировки и сдают квалификационные экзамены непосредственно у руководителей и ведущих наставников в Японии, приглашают своих учителей для проведения мероприятий в регионах Российской Федерации, что способствует дальнейшему развитию иайдзюцу (иайдо) и повышает интерес к этому уникальному культурному явлению.

В рамках международной тенденции к проведению чемпионатов по технике иайдзюцу (иайдо) ряд представителей российских федераций участвует в международных чемпионатах по иайдо на уровне чемпионатов Европы, мира, открытых чемпионатах Японии и т. п. мероприятиях, представляя российские школы иайдзюцу (иайдо), наряду с кэндо и другими видами боевых искусств. В ряде клубов, ассоциаций и федераций иайдзюцу (иайдо) развивается не только как самостоятельный и самодостаточный вид традиционного боевого искусства, но и практикуется в комплексе с техниками кобудо, джиу-джитсу (дзю-дзюцу), айкидо, дзёдо, каратэ, что также не является редкостью во многих школах традиционных японских боевых искусств и приветствуется рядом японских наставников. Тем не менее иайдзюцу (иайдо) является формой самостоятельного традиционного боевого воинского искусства Японии и включает в себя огромный культурный, эстетический, философский, психологический, физический, педагогический и множество других пластов, созданных и развитых десятками и сотнями поколений настоящих мастеров и наставников.

Информация будет добавлятся по мере возможности.

Maydie
Генератор идей


 
Сообщения: 85

Сообщение Maydie » 12 июн 2010, 17:48

Читал, думал книга будет, рассказ, а оказалось это лишь "полезные" советы будущим самураям. Но иногда встечаются глубинные изречения.

LenoX
Любитель рома




 
Сообщения: 2065
Откуда: -=Mafia=-

Сообщение LenoX » 12 июн 2010, 17:54

Maydie писал(а):Читал, думал книга будет, рассказ, а оказалось это лишь "полезные" советы будущим самураям. Но иногда встечаются глубинные изречения.

книги попоже будут)))

Maydie
Генератор идей


 
Сообщения: 85

Сообщение Maydie » 12 июн 2010, 18:00

Так я, Путь Самурая, написанный Ямомото Цунетомо читал, а есть еще книги?

Doomshadow
Death




 
Сообщения: 240
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Doomshadow » 12 июн 2010, 18:20

Maydie
почитай Книгу Пяти Колец, автор Миямото Мусаси.

Ами Мицуно
Семпай


 
Сообщения: 259
Откуда: г.Владимир

Сообщение Ами Мицуно » 13 июн 2010, 13:18

Maydie писал(а):Так я, Путь Самурая, написанный Ямомото Цунетомо читал, а есть еще книги?



Бусидо - просто сборное название кодекса самураев...то бишь каждый лидер клана (не форумного разумеется :lol: ) записывал для потомков наставления, а потом они были выпущены в книгах - по-моему, бусидо полностью состоит из 12 томов - у меня дома только "Хагакуре.Сокрытое в листве".

Maydie
Генератор идей


 
Сообщения: 85

Сообщение Maydie » 13 июн 2010, 13:33

Ами Мицуно, и как? Интересно? Много полезного?

Ами Мицуно
Семпай


 
Сообщения: 259
Откуда: г.Владимир

Сообщение Ами Мицуно » 15 июн 2010, 16:44

Maydie писал(а):Ами Мицуно, и как? Интересно? Много полезного?



интересно, такая добрая книжица, где говорится: если хочешь убить человека, убей и не сомневайся :lol: а вообще мне понравилось, там притчи всякие познавательные, наставления и т.д.

Maydie
Генератор идей


 
Сообщения: 85

Сообщение Maydie » 15 июн 2010, 16:48

Ами Мицуно, значит книга из серии: "Даже в туалете будь готов к смерти". Понятно...

Ами Мицуно
Семпай


 
Сообщения: 259
Откуда: г.Владимир

Сообщение Ами Мицуно » 17 июн 2010, 17:28

Maydie писал(а):Ами Мицуно, значит книга из серии: "Даже в туалете будь готов к смерти". Понятно...




нуууу...там не только про смерть одну, я просто пример привела....там ещё есть полезные советы для здоровья - чтобы не простудиться, надо носить сухую гвоздику на шее и т.д. (ну всё-таки 18 век, а лекарства придумывали белые варвары, с которыми боролись ниппонцы ;) )



Вернуться в Японская культура


Версия для печати

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron