Статья / Поведенческая характеристика и причина-следствие

Модераторы: Captain Grigory, DENO

Key Lo
Чёрная Борода




 
Сообщения: 1739
Откуда: 六道仙人

Сообщение Key Lo » 03 авг 2013, 21:20

Название : Сказ о печальном, шаблонном персонаже или Поведенческая характеристика и причина-следствие
Автор : Key Lo
Бета: нет
Жанр:публицистика, размышления
Краткая аннотация: Статья на тему характера персонажа и шаблонного поведения. Вытащила из закромов 2009 год :confused:

Мысль №1
на тему:
«Поведенческая характеристика и причина-следствие»

Обычно, Читатель, беря в руки литературное произведение, заведомо подсознательно готов к определенной манере поведения главного персонажа.
Не важно как именно будет построен сюжет и не известно какие будут стоять проблемы перед главным героем… В любом случае Он, Герой с большой буквы --- найдет, достанет, исполнит, принесет, или же сделает все что загадает ему сердобольной автор.
ГГ почему-то всегда особенный, а если не особенный то обязательно таким станет.
Закон жанра, как говорится… Или же, если говорить еще проще - шаблон поведения.
Шаблонное поведение присуще не только Главному Герою, но и Главному злодею, Главному помощнику Злодея, Главному другу злодея, Главной Красавице и т.д.. Зачастую, самыми живыми в тексте выглядят эпизодические персонажи, которые вписываются в текст для создания эффекта массовки, живости, суеты.
Как говорится, здесь автор отступает от своей фантазии и просто вписывает то, с чем сталкивался в жизни.
Что же в это время происходит с главным героем? Как я уже говорила ранее, главный персонаж действует по определенному поведенческому шаблону. Не важно был ли он до этого сопливым студентом или неудачливым вором; был ли он примерным семьянином или пьянчужкой, торговцем наркотиков или бабником… В редких случаях «обществом» главный герой уже давно признан «человеком знающим» и способным «пойти туда не зная куда и найти то не зная что». ГГ работает «героем» или же, бросив все, убежал от мирской суеты и собственного «героизма» в редакцию какой-то газетки в каком-то захудалом городишке/или же учителем в школу/или же в домик в деревне/ или же на частный «необитаемый» остров…
В любом случае не важно «бывалый» это персонаж или новичок в «геройском деле». Читатель заведомо готов к тому, что герой если не умом и хитростью обведет всех вокруг пальца, то обязательно силой возьмет быка за рога. Если же и силой достичь желаемого результата не получится, то здесь уже вмешается госпожа «Случай», которая доделает то, что не доделал герой. К тому же сделает это так «неожиданно», что читатель подпрыгнув со стула/кресла/дивана/кровати, на радостях выкрикнет : «Да! Я знал, я знал это!!!»
И ведь действительно знал! Потому что… даже у госпожи «Случай» есть шаблонное поведение…

То есть, как бы автор не старался вытащить из кустов рояль --- мы, читатели, будем этого ждать, смутно понимая, что рояль в кустах все же обнаружится. Мало того, рояль будет весьма кстати да и ГГ наверняка сумеет сыграть на нем какую-нибудь арию №7 и при этом профессионально споет и даже не поперхнется сигареткой…

А все почему?

Основной проблемой любого автора является характер главного персонажа, а точнее, его отсутствие. Надо заметить, что многие авторы не уделяют ему должного внимания. Возьмем, к примеру, самый обычный среднестатестический сюжет. Чем меньше действующих лиц, тем меньше затрачивается усилий на проработку их характеров. Допустим, у нас всего два персонажа: Женщина и Мужчина. В данном случае логика их поведения опирается на принадлежность к их полу, а также на жанр, в котором пишется текст. Если же у нас четыре/пять/ семь персонажей обеих полов, тогда уже автор начинает присваивать им социальные роли. Все просто и легко. Есть главный герой, есть оппонент главного героя, а также их окружение.
Но что делать, если в истории 10/15/30 персонажей? В данном случае как раз время подумать о индивидуальных поведенческих характеристиках отдельно для каждого персонажа. Проще говоря, а не пора ли отбросить шаблоны в сторону и прописать характер каждого придуманного персонажа, со своей памятью, целями... желаниями? Со своим отношением к окружающему миру и со своими принципами, которых он желает добиться не меньше чем главный герой? И они не обязательно должны касаться целей ГГ, они не обязательно должны идти наперекор этим целям, но результат их достижения может повлиять на...
А здесь пора подумать логически. Говорят, жизнью человека руководит случай, ( но не тот «Случай» что роялем в кустах, которого с упоением ждет читатель, это уж слишком банально). Если присмотреться, то любой «случай» это следствие, чьих-то действий. Эффект бабочки, если кто понимает о чем я.
Внимание, вопрос: у вас тридцать персонажей. Каждый хочет и каждый действует. Как причина-следствие от действий персонажей второго плана могут повлиять на продвижение ГГ от исходной точки «А» к финальной точке «В»?
Здесь уже все зависит не только от фантазии автора а и от его умения думать логически. Вполне реально сделать до скуки прогнозируемый сюжет, но и с таким же успехом, можно создать логически-построенный и вовсе не просчитываемый читателем.
Второй случай намного интереснее, и если вы пишете далеко не детектив, то все равно так или иначе привносите в историю детективную нотку. Но теперь ищейкой ответа выступает вовсе не созданный вами персонаж, а сам читатель.
Я хочу тебя, Василек *____*

Key Lo
Чёрная Борода




 
Сообщения: 1739
Откуда: 六道仙人

Сообщение Key Lo » 06 авг 2013, 11:45

Что есть человек?
Этот вопрос изучает не только психология, психиатрия, анатомия или хиромантия с астрономией и религией. Можно пересчитывать науки и веры о человеке долго и нудно.
Можно остановиться на чем-то одном или вообще придумать свое собственное.
Так или иначе понятие «человек» связано не только с определением сборного понятия о особи данного существа. Понятие включает в себя также его самоощущение, понимание собственного Я, а также понимание внешнего мира и взаимодействие с ним. При этом, взаимодействие с окружающей средой не всегда зависит от понимания этой среды. Точнее, я бы сказала, почти никогда не зависит.
Меня здесь спрашивали, причем здесь к моей статье «соционика»? Сказать честно? Это понятие наиболее подходило под тематику статьи (а теперь уже и к этому продолжению к ней).
Как и психология, соционика изучает человека. Более того она изучает процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, (т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию) и определяет модели психики человека.
Какое это значение имеет в литературе и каким боком это касается автора и его персонажей?
Ни для кого не секрет что люди вокруг разные и одно и тоже событие каждый из нас воспринимает по-разному, реагирует не всегда прогнозируемо и одинаково, забывает не одновременно.
То что забавное и приятное воспоминание для одного, для другого не имеет никакого значения. Более того, услышав через некоторое время о событии, второй человек скорее всего не вспомнит о нем, а бывает вообще посчитает постыдным или надуманным.

Обычная жизненная ситуация Я семнадцати лет, троюродный брат двадцати лет и двоюродная сестра четырех лет от роду. Идем по улице, шутим, держимся за руки. Подходит наша тетка шепчет мне:
— Не идите так, выглядите словно мать с отцом.
Я отмахнулась. Хотя люди действительно оглядываются и тыкают пальцем.
Я с ребятами тихо шучу по поводу. Неожиданно подходит старик и спрашивает у малышки:
— А кто это у вас?
Малая, не придумав ничего лучшего, оборачивается ко мне и хватает за руку:
— Это моя мама! — и сразу же оборачивается к троюродному брату,— А это папа, я их люблю!
Смеялись мы еще очень долго.
Но вот интересный факт, спустя шесть лет, о забавной ситуации помнила только я. Малявка сидела красная, и смущалась, услышав такую историю о себе. Брат просто поморщился, мол: «Не помню».

Почему я это рассказываю? Литература это не просто хорошо стилизированный текст с увлекательным сюжетом. Так или иначе, она моделирует ситуации, которые возникают или могут возникнуть в социуме и предлагает развитие событий, а порой, и решение поставленных задач и выход из созданных ситуаций. Одельные жанры литературы показыват ошибки деградацию персонажей, указывают на пути, по которым именно эти герои пришли к такому состоянию.
Литература, как и любая наука изучает возможности человека, определяет его идеальные черты, его проблемы, цели и возможности. Одно только огромнейшее «Но» : не каждый автор понимает это. Не каждый задается определенной целью, рассказать читателю что-то ценное.

Вспоминая уроки литературы в школе, сразу же вспоминаешь и о характеристиках к романам на тему: а здесь автор высмеивал общество, а здесь автор показывал низость общества, автор показывал проблемы того времени…
О чем говорит нынешняя литература? С какой целью она создается? Собрать кассу, что бы было интересно, что бы покупали?
И сколько из этих книг хочется перечитать на самом деле?

Так вернемся же к шаблонным персонажам и соционике.
Собственно, не обязательно чертить характер персонажа в тетради. Может просто обратиться уже к готовым моделям психики человека и определить: каковым же способом будет взаимодействовать с миром ваш персонаж?

Опираясь на такой нехитрый инструмент, можно более грамотно определить и характер речи человека, и способ общения, и то, на что персонаж обращает в первую очередь при взаимодействии с окружающей средой. Более того, определив характеристики его окружения, можно намного грамотнее составить как диалоги, так и места, в которых данные взаимодействия персонажей будут происходить.
При этом всегда нужно помнить: каждый персонаж в вашей истории это не пешка, это человек, жизнь которого зависит не только от родителя ( то есть от Вас, Автор), но и от его окружения, его силы, его восприятий.
Иначе, простых шаблонных «пошел-увидел-победил» Вам просто не избежать.
Я хочу тебя, Василек *____*

Key Lo
Чёрная Борода




 
Сообщения: 1739
Откуда: 六道仙人

Сообщение Key Lo » 13 авг 2013, 16:36

В детстве я очень любила сказки. Настольными книгами для меня был Андерсен и братья Гримм, особое отношение было к Пушкину с его царем Салтаном и Гауфу с его Карликом Носом.
Был еще сборник «Волшебная полочка сказок», где были собраны все самые известные сказки мира, начиная от Пиннокио и кончая японской историей о Императрице Йоко.
Были книги о Изумрудном городе и о Урфине Джусе и его деревянных солдатиках… Обожала перечитывать сборник европейских сказок, народные русские сказки, нравились украинские истории авторства Ивана Франко.
Помню, придя в школу я уже умела читать как на русском так и на украинском и это было проще простого.

И все же, считаю, что моя любовь к литературе началась намного позже. Где-то к 11-12 годам.
Я говорила отцу, что нет нормальных книг, а он довел меня до спора, суть в котором была в том, что он мне даст читать книгу и я ее не дочитаю. Я же твердила, что книгу дочитаю, но она мне не понравится, потому что нормальных книг нет.
Я дочитала, более того, попросила дать прочесть еще что-нибудь такое же интересное.

Первые прочитанные книги кажутся волшебными, иным миром, в который нам любезно позволили заглянуть и от знакомства с этим другим миром захватывало дух и кружилась голова.
Помню, затерла до дыр фантастический боевик о звездном волке и доказывала маме что в «Унесенные ветром» очень глупая героиня.

А потом было знакомство с женскими романами. Теми самыми, где в 80-ти случаях из ста все начинается с неприязни глав героя либо глав героини к будущему объекту вожделения , и в 100-та случаях заканчиваются --- любовью до гроба.
Тогда, самые первые книги казались уникальным, неповторимыми, единственными в своем роде.
Но, к сожалению, чем старше становишься, тем реже книга становится открытием для разума. Не восторгаешься уже находчивости персонажа, не удивляешься космическим баталиям и любовным распрям. Книга становится столь обыденной, что рука все реже и реже тянется к книжной полке.
Помню, хотела пережить определенные эмоции и для этого искала конкретную книгу, которая словно алкоголь действовала на мой разум так как мне того требовалось в тот момент. Теперь же, смотря на стопки книг, понимаешь, что они не вызывают былого желания. Словно наступило разочарование.
Последним моим разочарованием стали книги. Которыми я сначала зачитывалась, а после поняла, что автор больше не может сказать мне ничего нового.
Наверно, меня поймут только настоящие и заядлые книжные фанатики сейчас. А может поймут все. Я не могу этого спрогнозировать.
Считаю, что когда Автору больше нечего сказать читателю, ему в принципе незачем больше писать. Потому что человек, которому нечего сказать либо сказал все что хотел, либо утратил способность мыслить и говорить. Начал деградировать. Есть ли смысл тогда читать его книги?

К чему я это говорю?
Обычно читатель, как и древний римлянин, хочет хлеба и зрелищ. Пищу для ума и воображения. Да, конечно, развлечение литературой бывает не просто разным, а кардинально различным. От приключений, до легкой эротики. От психологии, до фантастики, от детской сказки до драмы. И в каждом из этих жанров на самом деле главное не столь сюжет, а то что ему сопутствует. Чувства, желания, отношения. То есть те ощущения и мысли, которые автор вкладывает в свой текст, и с помощью которых показывает нам маленькие трагедии и страхи, победы и поражения, любовь и ненависть… необъятность мира сего.
И как печально становится. когда из современных книг пропадает осмысленность. Когда главный герой вместо того чтобы жить полной жизнью, гонится за чем-то, сам не понимая зачем; бьется с кем-то, сам не понимая для чего… и не соображает что и он сам как главный злодей, только более двуличный. Более скрытный. Желающий победить, получить выгоду , украсть. Поиметь красавицу и забыть ее утром…
А ведь, как говорит народная мудрость --- книга учит… Разве не печально?
Когда наши герои стали такими? Когда же пропали наши ценности?
Вся правда в том что литература, подобно зеркалу, отображает наш мир, наш социум. Сейчас интереснее украсть, нежели заработать, обхитрить, нежели сделать по-честному.
С каждым годом все больше в груди реет чувство, что наш мир в конце-концов разбил те розовые очки, которыми так дорожил издавна.
Но не это самое печальное. Трагедия современного мира в том, что стоящая книга попадает на книжную полку все реже и реже, уступая место бесчувственным, насыщенным легким юмором, детективным боевикам и , словно под копирку написанным, любовным романам.
Я хочу тебя, Василек *____*



Вернуться в Статьи


Версия для печати

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron